Мои дороги

Путешествия, работа и прочее

Master-Winch Expedition в горной Балкарии.Чегемское ущелье
lecha_mw
О двух новостях. Утро третьего дня принесло нам две новости, как всегда плохую и хорошую. Позвонил Мурат и сказал: « что проехать от Черекского ущелья к Чегемскому через перевалы не получится из-за вчерашних дождей, так как местами смыло дорогу». Хорошая новость была в том, что мы все равно попадем в Чегем, правда через Нальчик, и к нам присоединится жена Мурата Танзиля , друг Хызыр и его супруга Эмиля.

Наши дамы

О блокпостах. В Чегемское ущелье мы поехали, не выезжая на основную трассу, через Герпегеж и Хасанью. Не доезжая до Нальчика, нашу маленькую колону остановили на блок-посту, весь вид которого говорил, что на Кавказе, все же, не все спокойно. Вернее остановили нас, а Мурат остановился « за компанию». Хызыр вышел из своей машины, показал старшему офицеру поста какую-то корочку, что-то сказал и вернулся к себе. Через некоторое время, этот офицер, подошел к нам и, взяв документы, спросил : «Откуда мы?». Получив ответ, что из Москвы, он молча вернул документы и пожелал счастливого пути. Позже я поинтересовался у Хызыра, что же он такое сказал о нас. ... «Да ничего особенного. Сказал, что ты из Москвы, и что бы он с тобой был поосторожнее».

Чегемское ущелье

О топливе. В Лечинкае мы решили заправиться, и опять, проявилась местная специфика. Дизельное топливо, оказалось «местное» (в прямом смысле местного производства), поэтому мы долго решали, стоит ли им заправляться. Но поскольку близлежащие альтернативы были точно такие же, а возвращаться в Нальчик не хотелось, добавив присадки в бак, мы рискнули, и все прошло благополучно.

О Чегемском ущелье.От других ущелий Кабардино-Балкарии оно отличается тем, что дорога идет почти по его дну, а теснина очень узка и имеет высокие отвесные стены. Самая узкая часть теснины не превышает 16-20 метров, а высота стен в этом месте достигает 200-300 метров. Основные достопримечательности: Чегемские водопады, грот Кала-Тюбю, Верхне-Чегемское городище, мавзолеи.

Руины на старинном кладбище

О Чегемских водопадах. Это, конечно, отлично известное туристам место. Огромное количество автобусов, развалы торговцев сувенирами, всепроникающий запах шашлыка, толпы экскурсантов, но все равно красиво так, что захватывает дух!!!

Чегемские водопады

О дороге в Булунгу. Продравшись через теснину автобусов, мы двинулись дальше по узкой и разбитой дороге. Но через пару километров ситуация выправилась и тропа стала вполне приличным грейдером. Светило солнце и даже не верилось, что вчера на нас с этого же неба обрушивались потоки воды. Дорога открывала то водопад, звенящим потоком, падающий в Чегем, то живописные скалы, нависающие над бурной рекой, то прямо таки блестящую на солнце горную гряду. Неожиданно мы увидели парапланы, которые как орлы, повинуясь только течению ветра, парили над нашими головами.

Дорога на Булунгу

О башне Балкаруковых. Это единственная в своем роде башня на Северном Кавказе, построенная в XVII веке по заказу Ахтунга Балкарукова мастерами из Сванетии. Ахтунг хотел скрыть за ее стенами красавицу жену, похищенную им в Дагестане. Четырехэтажная башня, увенчанная парапетом, раньше была еще окружена стеной с воротами и бойницами, но сейчас вокруг нее были только хозяйственные постройки, маленький веселый ручеек и остов брошенного автобуса.

Башня

О «камне позора». Недалеко от башни, около моста через Джилги-Су стоит «камень позора», к которому в средневековье привязывали преступников.

О газопроводе. Поразило полное отсутствие людей в Эльтюбю, которые, как потом оказалось, практически всем селом красили в желтый цвет, пролегающий по поселку газопровод.

О мавзолеях. В окрестностях Эльтюбю, на высоком склоне у самого подножия горного хребта расположено древнее кладбище. Таких склепов-кешене я не видел нигде на Кавказе. Один из них просто огромный, другие были поменьше, разной формы: квадратные и шестиугольные. В молчании бродили мы среди этих немых свидетельств бренности человеческой жизни.

Древние могильники

В отличие от Осетии и Ингушетии, где склепы полны костей покойников, внутри здешних мавзолеев царила девственная пустота( все захоронения были вывезены учеными при раскопках и реставрации). Если в Осетии запах тлена и смерти исходящий из могильников (хотя в склепах не хоронят наверное уже лет триста) гонит любопытных побыстрее уйти и не тревожить покой усопших, здесь мы не спеша гуляли, осматривая памятники и делясь впечатлениями от увиденного.

Склеп с макушкой

О войне. В Булунгу, одном из немногих мест, куда балкарцы вернулись после депортации, посреди села стоится памятник, где за стилизованными скорбными женскими фигурами, расположились таблички с именами сотен людей, жителей этих мест, отдавших свои жизни в боях с фашистами. А ведь балкарцев несправедливо обвиняли как раз в массовом сотрудничестве с немцами.

Памятник погибшим на войне

Снова о том, что не увидели. И снова дождь вмешался в наши планы. Верхнечегемское городище, знаменитая «греческая лестница», грот Кала-Тюбю, дом-музей балкарского поэта Кайсына Кулиева, остались на следующую поездку. Зато шашлык удался на славу!

Очень кушать хочется

О расставании. Мы расстались с Муратом и его друзьями на том же месте, где три дня назад повернули в Урвани в сторону Голубых Озер. Расстались, что бы наверняка, снова встретиться. За три, таких коротких, но насыщенных событиями дня мы столько нового узнали о такой близкой, но такой неизвестной Балкарии, подружились с замечательными людьми и приобрели еще одно, но очень четкое желание - обязательно вернуться сюда еще раз.